Почему импортера коммерческих автомобилей не интересует поддержка со стороны государства, РБК+ объяснил руководитель марки «Volkswagen Коммерческие автомобили Россия» Михаил Семенихин.
— Ряд производителей легкого коммерческого автотранспорта вРоссии сегодня могут рассчитывать наподдержку государства. Что делать остальным?
— Нароссийском рынке легких коммерческих автомобилей сейчас порядка 80% локально производимых моделей. Они пользуются дотациями, субсидиями иявляются выгодоприобретателями госпрограмм, которые либо анонсированы, либо действуют спеременным успехом. Мыотносимся кчистым импортерам, которые занимают оставшиеся 20% этого сегмента авторынка. Впрошлом году доля рынка нашей марки составила5,72% наобщем рынке легких коммерческих автомобилей, иона изгода вгод прирастает. Если брать сегмент только импортируемых автомобилей, здесь наша доля более 30%. Это непредел.
Итоги прошлого года мырасцениваем как успешные. Инаши успехи никак несвязаны сгосподдержкой. Всвоих бизнес-моделях мыисходим изконсервативной модели, где дотациям вообще нет места.
Здесь нет ничего секретного. Влюбом учебнике маркетинга описаны три основные стратегии: низкокачественный продукт понизкой цене, продукт среднего качества— посредней цене, продукт премиального качества— попремиальной цене. Каждый участник рынка выбирает свою стратегию. Мыприсутствуем ввысоком ценовом сегменте импортируемых автомобилей ивыбрали для себя стратегию: продукт премиального качества попремиальной цене. Иэто непросто лозунг. Потребитель знает преимущества наших автомобилей, ценности, уровень сервиса, закоторые онплатит премиальную цену.
— При экономической стагнации даже всегда лояльный потребитель начинает экономить. Тренд затронул компанию?
— Есть определенное число клиентов, которым подобное поведение свойственно, аимидж нестоль важен. Внепростое время они действительно могут делать выбор впользу конкурентов, отдав предпочтение японским, французским идаже российским маркам. Ачтобы чувствовать себя уверенно все ближайшие годы, необходимо позитивное восприятие будущего экономики страны, где используются наши автомобили. Это касается нетолько корпоративных клиентов, нои физическихлиц. Вструктуре продаж легких коммерческих автомобилей нашего модельного ряда ихдоли примерно равны— 50на50.
— Кто сегодня покупает такие автомобили?
— Индивидуальные предприниматели, малый исредний бизнес. Выделю категорию руководителей высшего звена, людей свысокими доходами ибольшими семьями, которые чувствуют себя уверенно даже втекущих экономических условиях ив основном приобретают автомобили моделей Multivan иCalifornia. Ихиспользуют подвойному назначению: вбудни как премиальный корпоративный офис наколесах, ввыходные— для нужд семьи, выездов наприроду, путешествий.
— ВРоссии пятый год действует экологический стандарт Евро-5. При этом Volkswagen уже поставляет навнутренний рынок автомобили сдвигателями Евро-6. Зачем это делается?
— Мыдобровольно взяли насебя эту инициативу. Состороны государства яхотелбы только один вид поддержки— льготы для клиентов наэкологичные автомобили стандарта Евро-6. Отсутствуют льготы наимпорт, пока непринят соответствующий технический регламент. Однако после согласований соштаб-квартирой вГанновере вавгусте 2018 года мыполучили одобрение напоставки автомобилей сдвигателем Евро-6 моделей группы Т6— это Multivan, Caravelle, California иTransporter. Заполтора года ихдоля выросла с0 до20%.
Технология производства экологичных двигателей нового поколения более затратна. Следствие этого— более высокая конечная цена. Однако модели сЕвро-6 имеют ряд преимуществ. Во-первых, это пониженный расход топлива, нанекоторых моделях ондостигает 25% всравнении саналогичными помощности автомобилями Евро-5. Во-вторых, экологический аспект сегодня потребителю действительно важен. Янеоднократно слышал отпокупателей Multivan— тех самых руководителей высшего звена смногодетными семьями, что они готовы переплатить сейчас 150–200тыс.руб., потому что имне все равно, чем будут дышать ихдети.
— Российская инфраструктура позволяет использовать автомобили стандарта Евро-6 без ограничений?
— Прежде чем вывести эти модели нарынок, мыпровели независимое федеральное исследование качества дизтоплива, поскольку подавляющее число машин группы T6оснащены дизельными двигателями. Врезультате пришли кочевидному выводу: качество топлива ввертикально интегрированных крупных сетевых компаниях выше, чем нанезависимыхАЗС. Наитогах данного исследования основаны наши официальные рекомендации покупателям. Если клиент ихпридерживается, обещаем беспроблемную эксплуатацию автомобилей сЕвро-6 напротяжении всего гарантийного ипостгарантийного периода. Понашей статистике, заполтора года после начала импорта из2тыс. автомобилей стандарта Евро-6 небыло ниодной поломки, связанной скачеством топлива. Иэто говорит впользу правильности нашего решения овыводе нарынок автомобилей этого типа.
Модели сЕвро-6 пользуются устойчивым спросом вевропейской части страны ина юге России. Это объяснимо— число заправок крупных федеральных операторов здесь существенно выше. Вотдаленных регионах, далеко заУралом, вСибири, потребители пока предпочитают более консервативный подход, приобретая автомобили сЕвро-5.
— Вчем плюсы премиального коммерческого автомобиля?
— Вмногообразии предлагаемых модификаций, которое отсутствует улокальных производителей. Марка «Volkswagen Коммерческие автомобили» имеет самый широкий модельный ряд ибогатую палитру возможностей индивидуализации заказа. Это как пошив костюма поиндивидуальным меркам. Клиент приходит всалон Volkswagen иможет сконфигурировать автомобиль под себя, добавив необходимые опции, начиная свыбора цвета, включая двухцветные сочетания, изаканчивая техническими ассистентами помощи водителю. Потребитель это ценит.
Недостатки высокой цены мыстараемся сглаживать засчет привлекательных для потребителя условий кредитования, лизинга истрахования. Кпримеру, навесь модельный ряд сегодня действует розничная страховая ставка2,99%— яимею ввиду полное каско без франшизы. Унаших прямых ине прямых конкурентов аналогичные ставки втри-четыре раза выше. Причины— страховщики считают наши автомобили надежными, малоугоняемыми ине требующими значительных затрат времонте. Если говорить окредитовании, торынок есть рынок, однако здесь при помощи родственного «Фольксваген Банк РУС» мысубсидируем потребителя, который витоге может рассчитывать науровень6,1–7% годовых. Это примерно натреть ниже среднерыночной розничной ставки поавтокредиту.
Аналогичная история слизингом. Унас есть «Volkswagen Лизинг», имеется ряд других лизинговых компаний, всотрудничестве скоторыми мыпредлагаем интересные ставки полизингу для моделей Caddy, Caravelle, Multivan, Transporter, Crafter, что делает эти автомобили более доступными. Для лизингополучателя общая стоимость автомобиля нетак важна, как ежемесячный платеж. Поэтому мывсегда смотрим именно наэтот показатель, стараясь сделать его для потребителя максимально интересным. Зачастую онсоставляет всего 10–20тыс.руб.
Добавлю кэтому, что только наша марка поставляет весь модельный ряд суникальной для рынка легких коммерческих автомобилей серийной программой «Четыре года уверенности». Это стопроцентный аналог гарантии завода-изготовителя пообъему покрытия. Новое поколение Т6.1— единственный всвоем сегменте автомобиль настоящего немецкого производства Made inGermany. Made inHannover.
— Совокупная стоимость владения является конкурентным преимуществом?
— Впоказатель Total Cost OfOwnership помимо цены приобретения включаются все эксплуатационные расходы— стоимость ремонта, кредит, страховые премии, лизинг-платежи, атакже стоимостьГСМ. Поскольку практически весь модельный ряд— это дизельные автомобили, уровень потребления топлива на100 кму нас всреднем на10–15% ниже, чем уближайших конкурентов. Еще один аргумент впользу привлекательной стоимости владения— высокая остаточная стоимость. Всреднем через три года интенсивной эксплуатации рыночная цена автомобиля Volkswagen составит примерно 60% цены нового, через пять лет— 45–50%. Разумеется, при должном уходе ирегулярном сервисном обслуживании.